Легко ли жить в современном обществе, справляться с задачами которые ставит перед тобой каждый день? Хватает ли сил, умения, терпения, знаний переживать трудности? А если ты еще не говоришь, плохо видишь, почти не ходишь, не успеваешь за стремительным ритмом несущегося жизненного потока...Если прямо с рождения или в силу обстоятельств ты не такой как многие... Где искать поддержки и помощи?
В Петрозаводске, на базе Музыкального колледжа им. К. Э. Раутио два дня, 13 и 14 декабря 2014 года, ВПЕРВЫЕ в Республике Карелия проходил Республиканский семинар по музыкальной арт-терапии «Волшебный звук».
Это событие стало возможным, благодаря реализации двух проектов: международного проекта «Музыка: обучение с увлечением» (При поддержке Приграничной Программы сотрудничества «Карелия» - ENPI CBC «KARELIA») и проекта «Душа моя поёт» Петрозаводской общественной организации инвалидов железнодорожного транспорта, поддержанного Министерством здравоохранения и социального развития РК.
В первую очередь семинар был адресован преподавателям музыкальных школ и школ искусств, колледжей, общеобразовательных школ, коррекционных учебных заведений, студентам педагогических и музыкальных ВУЗов, а так же родителям, воспитывающим детей со специальными потребностями.
Открыл семинар доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии СЗГМИ им. И. И. Мечникова арт-терапевт(СПб ) Сергей Михайлович Бабин.
Музыка с древнейших времён является одним из традиционных методов лечебного воздействия. Сегодня музыкотерапия приобрела широкую распространенность в зарубежных странах и используется в различных сферах клинической медицины. Эффективность и новизна данного способа привлекают врачей во всём мире. К сожалению, в нашей стране музыкальная терапия еще не достигла того уровня, который мы наблюдаем за рубежом. Например, в Германии широко используется музыкальная терапия для уменьшения дозы обезболивающих препаратов (конечно при предварительной тщательной работе с конкретным пациентом) при операциях, стоматологических вмешательствах. Научно доказано,что занятия музыкой, изобразительным искусством, изучение иностранных языков , особенно в преклонном возрасте, является мощной профилактикой болезни Альцгеймера. Участники семинара смогли ознакомиться с фото и видео материалами практических занятий по теме.
Старший преподаватель ПетрГУ, кафедры педагогических и современных образовательных технологий, практический психолог системы образования, практический психолог в рамках системной психотерапии, позитивной психотерапии, арт-терапевт Юлия Юрьевна Терюшкова
акцентировала внимание на арт-терапевтических занятиях с детьми «обычными» и «необычными». Тем не менее большая роль в данном направлении также отводится взрослым: родителям, учителям, окружающим ребенка людям. Практическое занятие методика «Дорога жизни» пригодится слушателям в дальнейшей работе.
Преподаватель МОУ ДОД «Шуйская детская музыкальная школа», победитель Республиканского конкурса методических работ-2014 Светлана Анатольевна Руденко
уже 5 лет она занимается обучением детей со специальными потребностями( с диагнозом ДЦП, с диагнозом «нарушение зрения») игре на фортепиано. Основные моменты её выступления касались возможностей, ограничений, результатов работы с необычными учениками.
Несомненно, что в таком случае работа с ребёнком начинается с беседы с лечащим врачом, изучением диагноза, противопоказаний, рекомендаций медицинских работников, психологов. Подробный рассказ об учениках, нюансах занятий с ними сопровождался видеоматериалами, вызвавшими бурные овации зала.
Огромный заряд позитива внес артист Республики Карелия, арт-терапевт, руководитель центра музыкальной арт-терапии (Стангрит-центр)
Сергей Яковлевич Стангрит. Тема: «Диалог....на барабанах и не только».
…..Мы играем то, что придет нам в голову, полагаясь на то, что идёт изнутри, даже если это кажется абсурдным....
Главное условие при игре: человек не должен владеть предложенным инструментом, чаще впервые соприкасается с ним...Сплошная импровизация... Столько положительных эмоций!
В нашей стране получить специализацию арт-терапевта можно только при втором образовании; первое должно быть либо медицинским , либо музыкальным. Хочется верить что за музыкальной терапией будущее, решение проблем не подвластных лекарствам, традиционным методам лечения.
Татьяна Понятова |